МИР КАК ПЛОХАЯ СКАЗКА

Юрий Мамлеев. Черное зеркало. Циклы. -- М.: Вагриус, 1999.

"Ты, Боря, до сих пор не понимал, что мы в чуде живем. Пусть и в кошмарном, признаю. То, что мы по привычке принимаем за обыденность, ну там еда, движения, мысль, живот, алкоголь, баба, на самом деле есть форма скрытого кошмара и чуда. Просто все это повторяется, и мы это принимаем за обычное. А вот когда помрем или какой-нибудь там конец света случится, тогда завеса спадет и некоторые поймут. Да и так никакой обыденной жизни на самом деле нет."

Закон перехода количественных изменений в качественные: тем, кому для понимания Мамлеева не хватило "Шатунов", предоставлено еще сорок шесть попыток -- сорок шесть рассказов об одном и том же. "Россия совсем иная" -- "в этой стране таится намек на то, что ... выходит за пределы мира сего" -- смерть как доступный каждому "выход за пределы". Черное зеркало висит посредине "какой-то трущобной комнатушки в районе для бедных в Нью-Йорке", упорно не желая отражать "бесчисленное количество духовных трупов", деньги, "выигравших" и "проигравших", а также всенепременное "how are you?". Вместо привычного "fine" -- русское "хреново", боевой клич "духовных эмигрантов", выглядящих "помято", словно их "жевала потусторонняя вселенская челюсть."

"Городские пруды -- не самое лучшее место для русалок, и далеко не в каждом подвале хрущевской пятиэтажки живет домовой. Неведомая сила сторонится города, потому что город облюбовала сила нечистая. В каждой коммунальной квартире есть своя ведьма. И в городских небесах, затянутых смогом и неоновым светом, почти не видна небесная тропа."

Нет, это не Мамлеев. Эта цитата -- с обложки романа "Небесная тропа", написанного некоей Марианной Алферовой и изданного в 1996 году издательством "Азбука" в серии "Азбука-fantasy", которая хорошо известна всем любителям маловнятной и высокопарной прозы, собирательно именуемой "русской фэнтези". Новый сборник рассказов Мамлеева издан в когда-то "черной" серии "Вагриуса"; посредством ее Пелевин завоевал сердца тех, кто его отродясь не читал. Не составит ли, сам того не подозревая, уважаемый Юрий Витальевич серьезной конкуренции писателям, творящим в жанре "городской фэнтези"? Кто знает.

Все-таки не составит. "Первый раз слышу, чтобы покойники блевали" -- это, знаете ли, для эстетов уж слишком...

(с)1999 [a-z](об авторе)

Вернуться

Russian Gothic Project

..